Центр проблем
развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
Альманах № 4
"Образовательные практики: амплификация маргинальности" |
Возможность
и воображение
КОРЧАЛОВА
Наталья Дмитриевна, преподаватель кафедры психологии Белорусского
государственного университета, г. Минск.
Как
человек определяет для себя возможное?
Наш мир разделен на две половины:
возможное и невозможное (реальное и нереальное). Граница между ними — одно из
главных, а может быть, и единственное основание для убежденности в наличии
собственного существования и в наличии существования реальности. Это то, что
конституирует наше зрение, самоощущение и отношение. Граница между ними —
константа нашей идентичности и идентификации, то, что придает ей устойчивость и
определенность. И вот образуется замкнутый круг возможного и определенного:
возможной считается жизнь, проникнутая, пропитанная, пронизанная
определенностью/границы возможного определены и устойчивы: взаимная
подтвержденность. Мы опираемся на точное знание о возможном, а главное — о
невозможном, и это дает нам успокоение вплоть до апатии.
Через утверждение
реального/нереального мы укоренены в бытии.
Это дает нам зрение, позволяя нам
видеть, не позволяя нам видеть одновременно.
Мы не можем точно сказать, откуда
мы знаем, что это возможно, а это — ни в коем случае (хотя, конечно,
определенно указываем источник такого знания), однако это наше знание точно и
несомненно. Любое усомневание границы принимается как сумасшествие или
антигуманность, и последнее замещение/интерпретирование сомнения позволяет
укрыться от пугающего “безграничья”, ненужной свободы и отсутственной пустоты.
Мы вращаемся в круге привычных
значений, вернее, круг привычных значений (определенность-возможность)
вращается в нас. Если бы мы заглянули в себя за значения, мы бы обнаружили
пустоту, прикрываемую хороводом знакомых слов, однако быть пустым — невозможно,
и определенно нужно испытывать при этом тревогу, поэтому мы не можем заглянуть
в себя. Привычное держит нас, как мушку — янтарь.
Мы попадаем в готовый мир, в
котором также готовы и способы пристраивания к нему, если он неудобен для нас,
несоразмерен нам. Такая двойная готовность мира — условие его устойчивости и
трансляции; это горизонт наших возможностей.
И этот мир выстроен по принципу
анонимного авторства, где каждый, ежедневно и ежечасно подтверждая привычное
свершение дел, становится его автором.
Мир
определен и объективен. Иное невозможно. Реальности не может не быть. На самом
деле. И мы расчленяем определенность на отдельные части, из которых
впоследствии можем выбирать — вот что становится набором наших возможностей;
вот что конституирует наше возможное вообще.
Что
происходит, когда привычное утрачивает свои атрибуты?
Определенность имеет свое
устройство. Она настолько иллюзорна, что позволяет обнаруживать себя везде. В
словах и с помощью слов. В ощущениях и с помощью ощущений. В воспоминаниях и с
помощью воспоминаний. Она многолика, и это многоличие/многословие создает
иллюзию разного/возможного/воображаемого, скрывая пути и пространство иного
разного/возможного/воображаемого. Любая попытка устранить
определенность/привычность для пространства пустоты и отсутствия приводит лишь
к тому, что одно слово замещается другим, но с какого-то места можно увидеть,
что это одна и та же определенность. Мы хватаемся за опоры, услужливо
предоставляемые нам историей, частной/индивидуальной и всеобщей/коллективной, расплачиваясь
зачастую за это отсутствием себя в собственной жизни. Мы крепко держимся за
привычное, считая, что по-иному жить невозможно. Держимся, принимая подчас
неудобные и нелепые позы, испытывая возмущение по поводу конфигурации
определенного. Но его границы — границы нашего возможного.
Если пропадает сразу много
привычного, мы испытываем болезненное головокружение, тошноту и помутнение в
глазах. Мы теряем зрение, слепнем и исчезаем, утратив напряжение в
подтверждаемых точках/опорах. Растерянность и подкосившиеся ноги, вернее,
ощущение отсутствия ног. Отсутствие себя и мира.
В мире,
выстроенном по принципу дихотомии, значения возникают на границе да/нет.
Какие
границы нужны?
Представим
себе мир, где есть только возможное. Мир без дихотомии. Мир, который только
есть. Если значения возникают лишь на границе чего-то и чего-то, то значение
возможного возникает не через границу с невозможным, а через границу с
воображением. Дихотомия возможного/невозможного— основное препятствие для
возможного и воображения. В такой же степени, как и привычное. Возможность и
воображение — из пространства отсутствия. Где задыхается определенность, только
и возможно дышать воображению.